Встреча Парламентского адвоката Аурелии Григориу с Особым Докладчиком ООН по проблемам лиц с ограниченными возможностями

Внедрение положений Конвенции ООН о правах инвалидов стало темой обсуждения на встрече Парламентского адвоката Аурелии Григориу 23 апреля  с  Особым Докладчиком ООН по проблемам лиц с ограниченными возможностями С.Чакленом (Shuaib Chaklen).

Парламентский адвокат информировала о том, что Законом № 166 от 09.07.2010 Республика Молдова ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В результате данного шага, Республика Молдова официально обязалась предпринимать все необходимые меры для полного обеспечения и в равных условиях всех основных прав и свобод человека всем инвалидам и поощрять уважение присущего им достоинства.

Согласно официальной информации, представленной Министерством Труда, Социальной Защиты и Семьи, на момент 01.01.2013 в Р.Молдова были зарегистрированы 183693 лиц с ограниченными возможностями (из которых 14753 детей). Из общего числа:
- с тяжелыми формами инвалидности – 27413 лиц (6342 детей); с акцентированными формами инвалидности – 121454 лиц (6948 детей); со средними формами инвалидности – 34826 лиц (1463 детей).

 Так как Р.Молдова взяла на себя определенные обязательства на национальном и на международном уровнях, государственная политика в области социальной защиты инвалидов была ориентирована на их социальную интеграцию. Первым шагом по реализации достижения результатов в данной области – была разработана Стратегия по развитию социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, которая является нормативно правовым документом государственной политики, и которая послужила основанием для нового подхода к фундаментальным правам и свободам лиц с ограниченными возможностями.

30.03.2012 был принят Закон № 60 «О социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями», который регламентирует на национальном уровне фундаментальные права и обязанности лиц с ограниченными возможностями.
Поскольку социальные льготы, которыми пользуются лица с ограниченными возможностями, находятся ниже прожиточного минимума, государство сосредоточило свое внимание на социальные услуги, которые являются одним из средств социальной классификации для данной категории лиц. 

В результате индексации от 01.04.2013 всех видов пенсий, был установлен минимальный размер:
             пенсия по инвалидности I степени – 533,54 лей;

 пенсия по инвалидности II степени – 515,21 лей;

 пенсия по инвалидности III степени – 362,79 лей.


На данный момент предпринимаются меры по развитию социальных услуг в целях ускорения интеграции лиц с психическими расстройствами, такие как:

Социальная служба „Locuinţa protejată” (Защищенное жилье) для лиц с психическими расстройствами, которые дееспособны и с периодической поддержкой других могут вести самостоятельный образ жизни;

Социальная служба „Casa Comunitară” (Общинный дом) для детей и взрослых с психическими расстройствами, в том числе лиц признанных судебными инстанциями как недееспособными, которые не могут самостоятельно помочь себе, содержать себя и нуждаются в уходе социального работника;

Социальная служба „Echipa mobilă” (Мобильная команда), является специализированной службой для лиц с ограниченными возможностями, которым предоставляется социальная помощь и поддержка в домашних условиях, согласно выявленным потребностям, а также консультирование и поддержка инвалидов, вовлеченных в процесс интеграции;
Служба „Respiro”, созданная для родителей детей с тяжелыми формами инвалидности.
Также омбудсмен отметила тот факт, что на сегодняшний день, в Республики Молдова действуют:
1) Приюты и центры для пожилых людей и инвалидов (взрослых) – 122 (согласно МТСЗиС), из которых: 34 дневных центров; 11 приютов; 34 смешанных центров (дневных и приютов); 7 социально-медицинских реабилитационных центров; 33 приютов для пожилых лиц и инвалидов; 3 служб по уходу в приютах.
2) Психоневрологические интернаты – 6: Психоневрологический интернат, ком. Кочиерь, р-на Дубэсарь; ком. Бэдичень,р-на Сорока; с. Брынзень, р-на Единец;  мун.Бэлць; Дом-интернат для детей (девочек) с ограниченными умственными способностями, г. Хынчешть;  Дом-интернат для детей (мальчиков) с ограниченными умственными способностями, г. Орхей;

3)Республиканская врачебно-трудовая экспертная комиссия;
4) Республиканский Протезно-ортопедический экспериментальный реабилитационный центр CREPOR, мун. Кишинэу;

5) Республиканский реабилитационный центр для инвалидов, ветеранов труда и войны

 4) Республиканский реабилитационный центр для инвалидов, ветеранов труда и войны, ком. Кочиерь, р-на Дубэсарь;
 Республиканский реабилитационный центр для инвалидов и пенсионеров «Сперанца», г. Вадул луй Водэ, мун. Кишинэу;
 Реабилитационный центр для инвалидов и пенсионеров «Виктория», г. Сергеевка, Украина;
 Центр для детей со специальными учебными потребностями «Сперанца», г. Криулень

Помимо государственных учреждений, существуют значительное число неправительственных организаций, работающих в сфере социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, которые ориентированы на определенные виды социальных услуг для людей с определенным типом инвалидности.

В настоящее время интенсивно обсуждают способ применения ст. 12 Конвенции ООН о правах инвалидов, которая предусматривает признания полной дееспособности лиц с ограниченными возможностями, где бы они не находились. Трудности возникают по отношению к лицам, лишенных по решению судебной инстанции дееспособности, поскольку они не могут пользоваться в полной мере правами, гарантированными данной статьей. Полная реализация ст. 12 Конвенции ООН требует серьезных изменений в законодательстве Республики Молдова. В настоящее время мы находимся на начальном этапе анализа, дискуссий.

​Несмотря на то, что принимаются конкретные меры по осуществлению Конвенции о правах инвалидов, Республика Молдова сталкивается с препятствиями в достижении данного объектива. Среди них можно указать на  существование некоторых социальных услуг, в большинстве только на бумаге (Новые социальные службы для инвалидов находятся на начальном этапе. Они были схематически опробованы в некоторых районах, но при поддержки иностранных доноров, так что их полное поглощение со стороны государства, в условиях бюджетного дефицита в которой находится страна, очень сложно); адаптация инфраструктуры к потребностям лиц с ограниченными возможностями происходит очень медленно, опять таки из-за отсутствия финансовых возможностях государства. По данным исследования, проведенного ЦПЧМ в 2012 году „Сведения о лицах с ограниченными возможностями в Республики Молдова”, около 75% зданий адаптированы, но было установлено, что адаптация является формальной и не практичной; нехватка специалистов во всех областях деятельности (социальные работники, врачи, педагоги, физиотерапевты, психологи т.д.), которые помогают людям с ограниченными возможностями, независимо от вида инвалидности, чтобы легче интегрироваться в общество.


Омбудсмен Аурелия Григориу обозначила следующие проблемы:

- Отсутствие четкой программы правительства для развития мотивации общества по реальной заинтересованности экономических агентов в трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями.

- За период после ратификации конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями, были приняты изменения в законодательные акты, которые на первый взгляд должны улучшать материальное положение инвалидов. Речь идет в частности, об изменениях, внесенных в трудовое законодательство, которое устанавливает , что размер оплаты труда инвалида не должен быть меньше, чем 2300 лей. Если учесть, что работа инвалида зачастую неквалифицированна и он вынужден нередко находиться в отпуске по нетрудоспособности, то работодателя нет ни экономической возможности, ни интереса трудоустраивать инвалида. 

-Также омбудсмен считает что, следует учесть изменение законодательства по оплате временной нетрудоспособности в течение правых пяти дней за счет работодателя. Это приводит только к увеличению количества лиц, работающих в теневой экономике.
Как передает "ИНФОТАГ", "в Молдове уровень теневой экономики достигает 40% от ВВП" - это 4,7 млрд. леев ($395 млн). По мнению парламентского адвоката, налоговая политика государства так же благоприятствует росту теневой экономики. Отчисления экономических агентов на благотворительную и спонсорскую помощь продолжают облагаться налогами в полном объеме.

 При переходе с медицинского понятия нетрудоспособности, т.е. трудоспособности по диагнозу на установление степени трудоспособности по социальному понятию, проводятся поспешных меры поголовного формального переписывания с более тяжелой формы нетрудоспособности на менее тяжелую. Т.е. С 1 на 2ю , и с 2й на 3ю.
- При этом нет ни условий , ни действий со стороны государства по профессиональной подготовке инвалидов . Государство не принимает таких мер и не стимулирует меры не правительственных организаций и объединений по защите прав инвалидов для профессиональной подготовки и занятости.

-Средние учебные заведения, которые закрываются (ликвидируются) в процессе оптимизации системы образования планируется "консервировать" вместо того, что бы передавать для организации профессионально-технических учебных заведений по подготовки молодежи для получения технических и рабочих специальностей, в том числе и по трудовому профессиональному образованию инвалидов.

- Система социальной защиты инвалидов так же далека от условий, обеспечивающих достойный уровень жизни.

- Критерии, на основе которых утверждаются основания для выплаты социальных пособий стимулируют тунеядство и деградацию социального уровня населения, в том числе и инвалидов. Т. Е . Наличие в доме, квартире телевизора, микро- волновой печи, пылесоса или компьютера является основанием для принятия решения об отказе нуждающимся лицам и в первую очередь инвалидам, социальной помощи со стороны государства.
- Еще одним основанием для отказа в социальной поддержке со стороны государства , является наличие у гражданина земельной квоты. При этом государство не предоставляет программ по обработке земли, обеспечению техникой, стимулированию развития аграрного сектора и обеспечению безопасности этой деятельности. Сам факт наличия земли без предоставления возможности по использованию этого ресурса не может быть основанием для отказа в предоставлении социальной поддержки со стороны государства лицам, нуждающимся в них.